СОН ВП - 2004

Автор: Nereis

Футуристический фельетон о фанфиках и авторском праве.
Дисклеймер: бес попутал. Веру Палну уперла из национального наследия. У меня и моей лирической героини другое отчество.
Предупреждение: not for use. Ассоциации с ответом на вопрос «что делать» считать не имеющими к данному тексту никакого отношения.

*

Эпиграф:
- Анекдот номер триста шестьдесят семь!
(из анекдота про психов)

Мы сидели у камина и беседовали о фанфиках и авторском праве с туборгом под дем... то есть, с демоном под «Туборг». Демон считал, что это две проблемы, не имеющие друг к другу никакого отношения. Разумеется, при правильном взгляде на вещи, который цензоры Интернета, жировавшие на прибылях кинокорпораций и издательств, отнюдь не разделяли. Да, в моем сне Сеть корчилась под дамокловым (он же прокрустов) мечом коммерческой цензуры, не к ночи будь помянута. Комп качал немерянные рекламные ролики, и, для защиты своего траффика от посягательств браузерного спама требовалась лицензионная программа за бешеные деньги, которые я давно потратила. Лучшие люди континентов пухли от информационного голода, неунывающая молодежь постилась на рекламе. Подступал Апокалипсис, грозя обрубить даже неделю, оптимистически обещанную врачами моей интернет-зависимости, что, в свою очередь, клялась оборваться вместе с жизнью. На последние сбережения я приехала сюда, в Обитель Демонов. И вот - повезло разбудить дежурного.
- Разве, - возмущенно говорил он, - кто-нибудь из сочиняющих про олимпийский пантеон, короля Артура и Юрский Период писал дикслеймер?
- Нет, - говорю, - не видела. Особенно про Юрский период. Представляю, сколько автор этого названия смог бы заработать на почти одноименном фильме. Потом сняли бы «Парк Мелового Периода», «Парк Докембрия» (вид под микроскопом, бактерии рычат друг на друга, дерущиеся сине-зеленые водоросли пучит фонтанами крови) чтоб никому обидно не было.
- Но не стали, - назидательно сказал демон, - в силу правильного взгляда на вещи, свойственного большинству ученых.
- И королю Артуру, видимо, тоже...
- А кто сказал, что нет? Король Артур был мудрым человеком. На черта ему авторские права на самого себя?
- Тем более, что он давно умер, - дополнила я, глотнувши от туборга.
- Это-то и плохо, - посочувствовал демон, отхлебнув с еще большим удовольствием, потому что за пиво платила я.
Он выглядел очень похоже, с каждой частью тела на своем месте, аж приятно пообщаться! А на фоне плененного копченой ракушкой пламени так и вовсе походил на адскую диораму. Интересно, с меня сдерут за инфернальную эстетику беседы, или она входит в базовый прейскурант?
- На самом же деле, - объяснял он, - как только мы берем придуманный кем-нибудь образ и вписываем его в контекст собственных идей, он обретает значение свежепридуманного слова. ХарАкретного штампа, если хочешь. Общего места.
- Это называется брэндом, - пожаловалась я.
- Фарисеи, - отмахнулся демон. – Они далеки от тонкостей человеческого восприятия и истинной лексики. Вот в вашем языке, - он ткнул в меня когтистым пальцем, - например, «хочу бубен» и «хочу в бубен» - всего одна буква, а какая бездна смысла... то есть, различия между смыслами.
Честно говоря, бубен я хотела давно. С тех пор, как мне показали способ в него бить. А вот в бубен получать совершенно не собиралась, хотя способ нарваться на эту радость могла представить без предварительного обучения. Еще до того, как мне первый раз в него съездили (оба раза коммерсанты, кстати). Наверно, это генетическая память интеллигенции – бояться за свой бубен.
- Вот и способ, - не выдержал моей задумчивости демон.
- А? – не поняла я, замечтавшись о балансе свобод и границ.
Он выгружать из плавок, как Маклауд меч, огромные пачки книжек и сваливать их на стол. На каждой значилось: «Сборник фанфиков по прозведению такому-то автора такого-то, с персонажами P4, P5, P8 и итемами S1, S56» Или «... P1, P3, etc».
- Опаньки, - говорю, проникшись принципом, - как немузыкально и неатмосферно.
- Глупости, - возразил демон. – Привыкли же люди считать словом абревиатуру «имхо».
Действительно, думаю. Зато никто не придерется к похищению выстраданного брэнда. Первые страницы, конечно, дались мне с трудом, особенно те, где персонажи проходили под цифровыми индексами, а вот где от них остались инициалы – шло полегче. Декорации тоже проходили под индексами или общепринятыми сокращениями. Таблицы прилагались. В них было на удивление мало нового *.
А новое выглядело не грустным – например, сочетание, имевшее в моем мозгу название углеродно-водородной ковалентной связи, означало Саурона, «МЭ» - Манве, уж не говоря о более похабных сокращениях. Способы их избежать регламентировали своды и кодексы. Попадались даже справочники о том, как выглядит тот или иной персонаж в каноне, и пути, по которым бедолагу уродовал фэндом. Особенно досталось от вариативности фольклора Финроду и Сириусу Блэку. Чуть меньше пострадал некто «В-х», известный как «P1, медведь из мультика, х.ч. - в голове его опилки (в каноне - деревянные)» и «Л-и» из «Вавилона». У некоторых персонажей в х.ч. (характерных чертах) попадалось каноном непредусмотренное. Вроде анатомических особенностей, без которых не добиться популярности в истинно народной части фэндома. Попавшие в справочники разногласия меж статями и пристрастиями Рn снабжались ссылками. Мол, у такого-то P по такому-то автору от такого-то года х.а.о.** длинною сантиметров двадцать (с пересчетом на дюймы с футами, морскими милями и парсеками в скобках), а в более позднем источнике – тридцать пять (а что, вполне допустимая длинна волос... на голове, разумеется).
Во избежание неверных трактовок все уточнялось – мало ли, какой возраст и IQ у читателя. Рейтинги тоже нумеровались по возрастным категориям, интеллектуальным и стажа в фэндоме – ведь без году неделя как совращенному каноном трудно бывает выдержать завихи, милые сердцу маньяка-фикридера со стажем от года.
Интересная особенность – Р0 (ноль) в каждом фэндоме считался автор. Я спросила, не обидно ли это ему. Автору. Быть нулем.
- Смотря какой автор, - отвечал разморенный и почти уснувший за время моего ознакомления с нетленной прозой демон. – Я бы вот почел за честь, потому что считаю круг символом Вселенной, а ноль – основой всего. К тому же... человек, рискующий себя рекламировать и продавать, должен быть готов к обидам и оскорблениям.
Он прав, я вот готова – давно и бессмысленно, ибо в силу невезения с воспитанием так и помру, не научившись требовать бабла за свою интеллектуальную собственность.
- А кто это все придумал? – спросила я, посмотрев на цену сборника и прикинув, сколько на всей этой макулатуре могло заработать издательство.
- Я, - зевнул демон. – Только никто со мной почему-то прибытком не делится. Жадюги.
Он еще раз зевнул, запрокинув рогатый череп, махнул на прощанье небритой рукой и растворился в воздухе, перечеркнув себя экзорцическим знаком.
Я так и не успела спросить, на кой хрен ему сдался прибыток. И за каким надом он оставил мне все справочники и таблицы идентов – я им не Брюс Уиллис, мир спасать.
Поэтому целиком не публикую. Только то, что запомнилось.

* Приложения.
Табл. 1.
(примечание для незнакомых с каноном – все персонажи, относящиеся к мужскому полу, идут под нечетными номерами. К женскому – четными).
P0 – Джоан Роулинг
Р1 – Гарри Поттер
Р2 – его сова
Р3 – Рон Уизли
Р4 – Гермиона Грейнджер
Р5 – кузен Дадли
Р6 – Петунья Дарсли
Р7 – ее уж (тут, скорее всего это опечатка, потому что ужа у тетки Петуньи я что-то не примпомню, да и м-р Дарсль непонятно где).
Р8 - Минерва МакГонагалл (в виде кошки изображается Р и знак лежачей восьмерки)
Р9 – Альбус Дамблдор (традиционно применяется в режимах «положительный» и «отрицательный»)
Р10 – Fat lady (видимо, по асоциативным соображениям – первое развесистое число)
Р11 – Рубеус Хагрид (похожесть цифр в числе символизирует однозначность персонажа)
Р12 – м. Хуч
Р13 – пр. Снейп (разные образы индексированы знаками «+», «-», и «=». Последнее, видимо, присуждается за случайное сходство с самим собой. В особо извращенских творениях допускаются знаки деления и даже, не побоюсь этого слова, умножения... слово-то я сказала, а представить жутко, поэтому о таких навертах надо строго предупреждать. Народной фантазии границы чужды, и особо талантливые фикрайтеры умудрились Р13 не только возвести в степень, но жестоко отинтегрировать, продифференцировать и извлечь последний, жизненно необходимый профессору натуральный логарифм. Предприимчивых нахалов уже линчевали. Теперь ищут тех, кому дороги их имена).
Р14 – пр. Трелони (индексов два – «дура», и «не очень»).
Р15 – пр. Флитвик
Р16 - пр. Синистра
Р17 – Рем Люпин (Индексируется. В образе волка изображается Р с соотв. значком)
Р18 – пр. Спраут
Р19 – пр. Квиррел (индексация до сих пор не регламентирована).
Р20 – Флер Делакур (влезла сюда по причине частоты собственного попадания в фики)
Р21 – Сириус Блэк (разные образы индексированы – 21.1 – злодей, 21.2 – кобель ненормальный, 21.3 – невинный страдалец и Р тоже значок, если собачка)
Р22 – Лили Эванс (некоторые горячие головы индексировали и ее, чтоб всем все сразу стало ясно. 22.1 – девушка Р13 и 22.2 – верная жена Р23. Если всмотреться в цифры, видно, какая начинается глубокая нумерология... то бишь, аримфмантика).
Р23 – Джеймс Поттер (Р^)
Р24 – Беллатрикс
Р25 – Малфой крупный
Р26 – Малфой средний (самка, индексируется по трактовкам)
Р27 – Малфой мелкий
Р28 – Д. Уизли
Р29 – А. Уизли
Р30 – М.Уизли
Р31 – близнецы Уизли (индексируются как 1 и 2).
Р32 – м. Помфри
Р33 – Штирлиц (не имеет никакого отношения ни к чему, просто нагло влез на любимое место. Говорит, что пришел в гости к Р13, вспоминать переход какого-то графа Суворова через какие-то Альпы... Надеюсь, получит в бубен).
Р34 – миссис Норрис
Р35 – А. Филч
Р36 – Долорес Амбридж
Р37 – П. Уизли
и далее – студенты, сочувствующие, остальные сотрудники Х-са, звери, призраки и эпизодические персонажи.
Р666 – ясное дело, кто. Вариант – 999 (опять нумерология) – ТМР.

Табл. 2
Декорации:
Хс – Хогвартс
ВП (воистину не замена, а дар божий, нет, это не Вера Павловна, она в названии была ***)
ХЭ – «поезд с буквой «Х» на боку» (цитата из какого-то фика)
Хд – Хогсмид
и т.д.
Ах, да... «А-я» – ни-я не алфавит. Это, братцы, Англия.

** - характерная анатомическая особенность. Не путать с особыми приметами.
*** - это сокращение придумали Стругацкие, вряд ли они стали бы так издеваться над спящей женщиной.